Научный Архив и Цифровая Вселенная

Научный Архив

Группа Управления Научным Архивом получает и перераспределяет данные ESO и HST и обеспечивает квалифицированную поддержку пользователей Архива.

Archive Operations RoomАрхив ESO ежегодно рассылает около 12 Терабайт (Тб) данных общего доступа в ответ на примерно 10 000 сетевых запросов. Вдобавок, каждый год более, чем 2000 CD и DVD с данными специализированных наблюдений, выполненных в режиме обслуживания (service mode), высылается руководителям исследовательских групп, являющихся заказчиками этих наблюдений. В настоящее время Архив содержит примерно 65 Tб информации, при скорости поступлений около 15 Tб в год. Эти цифры вскоре вырастут примерно в 10 раз, так как один только Обзорный Телескоп VISTA со своей камерой для ближней ИК области будет ежегодно поставлять около 150 Tб данных.

Серверы баз данных ESO корпоративного класса координируют связь между Германией и Чили. Уровень их технологии и сложности не уступает базам данных крупных коммерческих предприятий, таких, как международное банковское сообщество.

Цифровая Вселенная

Масштабные прорывы в технологиях телескопов, приемников и компьютеров привели к тому, что при выполнении астрономических обзоров производится огромное количество изображений, спектров и каталогов. Эти массивы данных покрывают все небо на всем интервале длин волн электромагнитного спектра, от гамма- и рентгеновских лучей, через область видимого и ИК излучения, до радиоволн.

Делая эти колоссальные объемы данных «цифровой Вселенной» легко доступными, астрономы прокладывают новые пути занятия наукой. Эти методы основаны на сеточной парадигме распределенной обработки данных, при бесперебойном и прозрачном доступе к материалам через систему Виртуальных Обсерваторий.

Подобно тому, как физическая обсерватория имеет телескопы, каждый из которых обладает своим набором уникальных астрономических инструментов, виртуальная обсерватория состоит из центров данных, каждый из которых имеет свою уникальную коллекцию астрономических материалов, программных систем и средств обработки.

Этот глобальный, основанный на участии всего астрономического сообщества подход развивается в мировом масштабе под руководством Международного Альянса Виртуальных Обсерваторий (International Virtual Observatory Alliance, IVOA), а в Европе в рамках проекта EURO-VO.

Виртуальные обсерватории уже доказали свою эффективность, например, открытием 31 новых оптически слабых и нечетко видимых кандидатов в квазары в полях обзора GOODS (Great Observatories Origins Deep Survey), что учетверило ранее известное число этих объектов. Это означает, что обзоры мощных сверхмассивных черных дыр до сих пор занижали их число по крайней мере вдвое, а возможно, и впятеро (пресс-релиз eso0418).