eso2118ru — Научный релиз

На телескопе ESO получено изображение планеты у самой массивной из известных пар звёзд

8 декабря 2021 г.

С Очень Большим телескопом Европейской Южной обсерватории (VLT ESO) получено изображение планеты, обращающейся вокруг b Центавра, видимой невооружённым глазом двойной звезды. На сегодня это самая горячая и массивная звёздная система, содержащая планету. Расстояние от планеты до материнских звёзд в 100 раз больше, чем от Юпитера до Солнца. До этого времени некоторые астрономы считали, что у таких массивных и горячих звёзд планет быть не может.

Найти планету у b Центавра было потрясающе – ведь это полностью меняет наши представления о наличии планет у массивных звёзд, – объясняет астроном Маркус Янсон (Markus Janson), сотрудник Стокгольмского университета в Швеции, первый автор новой работы, которая сегодня публикуется он-лайн в журнале Nature.

Система из двух звёзд b Центавра (она же HIP 71865) расположена на расстоянии примерно в 325 световых лет от нас в созвездии Центавра. Её масса по меньшей мере в шесть раз больше солнечной, что делает её, причём с огромным отрывом, самой массивной системой звёзд, в которой подтверждено существование планеты. До этого времени у звёзд с массой больше трёх солнечных планет не находили.

Самые массивные звёзды одновременно и очень горячие. Система b Центавра не составляет исключения: её главный компонент относится к спектральному классу B. Звёзды этого класса более, чем втрое горячее Солнца. При такой высокой температуре звезда испускает мощное ультрафиолетовое и рентгеновское излучение.

Большая масса и огромное количество тепла, выделяемое такими звёздами, оказывают огромное влияние на окружающий их газ, что должно подавлять процессы образования планет. В частности, чем горячее звезда, тем более высокоэнергетическое излучение она испускает, а это заставляет окружающее вещество испаряться быстрее. “B-звезды в целом считаются довольно разрушительными и опасными для своего окружения, и поэтому считалось, что большим планетам вокруг них образоваться исключительно трудно, – говорит Янсон.

Однако, новое открытие показывает, что планеты всё-таки могут формироваться и в таких неблагоприятных условиях.Планета в системе b Центавра – это очень странный мир, существующий в среде, совершенно непохожей на то, что мы видим на Земле и в Солнечной системе, – рассказывает соавтор работы Гаятри Вишванат (Gayathri Viswanath), аспирантка Стокгольмского университета. “Эта среда с экстремальными и агрессивными условиями, заполненная жёстким излучением, и всё в ней крупномасштабное: огромные звёзды, огромная планета, огромные расстояния.

Действительно, открытая планета, получившая обозначение b Центавра (AB)b или b Центавра b, тоже отличается крайностями. Она вдесятеро массивнее Юпитера, то есть, одна из самых массивных известных нам планет. Более того, она движется в своей звёздной системе по одной из самых широких орбит из всех когда-либо наблюдавшихся – на расстоянии в сто раз большем, чем от Юпитера до Солнца. Возможно, огромным расстоянием до центральной пары звёзд и объясняется загадка её выживания.

Полученными результатами исследователи обязаны изощрённой наблюдательной аппаратуре: высококонтрастному спектрополяриметру для исследований экзопланет SPHERE, смонтированному на телескопе ESO VLT в Чили. До этого при помощи инструмента SPHERE уже были успешно получены изображения нескольких внесолнечных планет, в том числе первое в истории прямое изображение двух планет у солнцеподобной звезды.

Оказалось, однако, что в первый раз эта планета была зарегистрирована не при помощи SPHERE! Изучая в ходе исследований архивные данные наблюдений системы b Центавра, астрономы неожиданно  обнаружили, что первое изображение планеты было получено более 20 лет назад на 3.6-м телескопе ESO. Но в то время оно не было отождествлено как изображение планеты.

С Чрезвычайно Большим телескопом ESO (ELT), начало работы которого планируется к концу этого десятилетия, и с усовершенствованием технического оснащения VLT, астрономы, возможно, узнают больше о формировании этой планеты и её физических параметрах. Попытаться выяснить, каким образом эта планета могла образоваться, будет невероятно интересно – сейчас это тайна, – заключает Янсон.

Результаты исследования представлены в статье "A wide-orbit giant planet in the high-mass b Centauri binary system"публикуемой в журнале Nature (DOI: 10.1038/s41586-021-04124-8).

Состав исследовательской группы: Markus Janson (Department of Astronomy, Stockholm University, Sweden [SU]), Raffaele Gratton (INAF Osservatorio Astronomico di Padova, Italy [INAF-Padova]), Laetitia Rodet (Cornell Center for Astrophysics and Planetary Science, Department of Astronomy, Cornell University, USA), Arthur Vigan (Aix-Marseille Université, CNRS, CNES, Laboratoire d’Astrophysique de Marseille, France [LAM]), Mickaël Bonnefoy (Univ. Grenoble Alpes, CNRS, Institute for Planetary sciences and Astrophysics, France [IPAG] and LAM), Philippe Delorme (IPAG), Eric E. Mamajek (Jet Propulsion Laboratory, California Institute of Technology, USA [JPL]), Sabine Reffert (Landessternwarte, Zentrum für Astronomie der Universität Heidelberg, Germany [ZAH]), Lukas Stock (ZAH and IPAG), Gabriel-Dominique Marleau (Institut für Astronomie und Astrophysik, Universität Tübingen, Germany; Physikalisches Institut, Universität Bern, Switzerland [UNIBE]; Max-Planck-Institut für Astronomie, Heidelberg, Germany), Maud Langlois (Centre de Recherche Astrophysique de Lyon [CRAL], CNRS, Université Lyon, France), Gaël Chauvin (Unidad Mixta Internacional Franco-Chilena de Astronomía, CNRS/INSU and Departamento de Astronomía, Universidad de Chile, Santiago, Chile, and Institute of Planetology and Astrophysics, Grenoble, France), Silvano Desidera (INAF-Padova), Simon Ringqvist (SU), Lucio Mayer (Center for Theoretical Physics and Cosmology, Institute for Computational Science, University of Zurich, Switzerland [CTAC]), Gayathri Viswanath (SU), Vito Squicciarini (INAF-Padova, Department of Physics and Astronomy “Galileo Galilei”, University of Padova, Italy), Michael R. Meyer (Department of Astronomy, University of Michigan, USA), Matthias Samland (SU and MPIA), Simon Petrus (IPAG), Ravit Helled (CTAC), Matthew A. Kenworthy (Leiden Observatory, Leiden University, Netherlands), Sascha P. Quanz (ETH Zurich, Institute for Particle Physics and Astrophysics, Switzerland [ETH Zurich]), Beth Biller (Scottish Universities Physics Alliance, Institute for Astronomy, Royal Observatory, University of Edinburgh, UK), Thomas Henning (MPIA), Dino Mesa (INAF-Padova), Natalia Engler (ETH Zurich), Joseph C. Carson (College of Charleston, Department of Physics & Astronomy, USA).

Европейская Южная Обсерватория (ESO, European Southern Observatory) даёт учёным всего мира возможность раскрывать тайны Вселенной на благо всего человечества. Мы проектируем, строим и эксплуатируем наземные обсерватории мирового уровня – в них астрономы исследуют важнейшие научные проблемы и распространяют в мире интерес к астрономии – а также способствуем международному астрономическому сотрудничеству. Основанная в 1962 году как межгосударственная организация, сегодня ESO объединяет 16 стран-участниц: Австрию, Бельгию, Великобританию, Германию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Нидерланды, Польшу, Португалию, Финляндию, Францию, Чешскую Республику, Швейцарию и Швецию, а также Чили, предоставившую свою территорию для размещения обсерваторий ESO, и Австралию, её стратегического партнера. Штаб-квартира ESO, а также Общественный центр и планетарий «ESO Supernova» расположены близ Мюнхена в Германии, а наши телескопы установлены в чилийской пустыне Атакама, великолепном месте с уникальными условиями для наблюдений неба. ESO располагает тремя наблюдательными пунктами: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. В обсерватории Параналь установлен Очень Большой телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT), способный работать в формате Очень Большого телескопа-интерферометра VLTI, и два широкоугольных телескопа: VISTA, выполняющий обзоры неба в инфракрасных лучах, и обзорный телескоп оптического диапазона VLT (VLT Survey Telescope). Кроме того, на Паранале ESO на правах партнера предоставила место для установки Южной Решетки черенковских телескопов (Cherenkov Telescope Array South), крупнейшей в мире и рекордной по чувствительности гамма-обсерватории. В качестве участника международного партнёрства ESO эксплуатирует два инструмента миллиметрового и субмиллиметрового диапазона на плато Чахнантор: APEX и ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Параналя, мы строим Чрезвычайно Большой Телескоп ELT -- «величайшее око человечества, устремленное в небо» . Офис ESO в Сантьяго, столице Чили, координирует нашу деятельность в этой стране и наше сотрудничество с чилийскими партнёрами и обществом.