eso2011ru — Фото-релиз

Телескоп ESO VLT получил первый снимок планетной системы у звезды типа Солнца

22 июля 2020 г.

С Очень Большим телескопом Европейской Южной обсерватории (VLT ESO) получен первый в истории снимок молодой солнцеподобной звезды, вокруг которой обращаются две гигантских экзопланеты. Прямые снимки систем экзопланет крайне редки и до сих пор астрономам никогда не удавалось прямо наблюдать более одной планеты, обращающейся вокруг звезды, похожей на Солнце. Такие наблюдения могут помочь понять, как образовались и эволюционировали планеты Солнечной системы.

Всего несколько недель назад в ESO на телескопе VLT было получено новое великолепное изображение рождающейся планетной системы. И вот теперь с тем же телескопом и при помощи того же приемника получен первый прямой снимок планетной системы у подобной нашему Солнцу звезды TYC 8998-760-1, расположенной примерно в 300 световых годах.

Это открытие дает нам картину планетной системы, очень похожей на нашу Солнечную, но находящуюся на гораздо более ранней стадии своей эволюции, -- говорит Александр Бон (Alexander Bohn), докторант Лейденского университета в Нидерландах, руководитель нового исследования, результаты которого публикуются сегодня в журнале The Astrophysical Journal Letters.

Хотя астрономы косвенными методами зарегистрировали в нашей Галактике тысячи планет, лишь для крохотной части этого количества удалось получить прямые изображения, -- говорит соавтор статьи профессор Мэтью Кенворти (Matthew Kenworthy) из Лейденского университета. А прямые наблюдения очень важны при поисках систем, в которых возможна жизнь, -- добавляет он. Прямые снимки двух или более экзопланет у одной и той же звезды – еще более редкое достижение. На сегодняшний день наблюдались две таких системы с материнскими звездами очень непохожими на Солнце. Новое изображение, полученное на телескопе VLT ESO – это первый прямой снимок более одной экзопланеты у солнцеподобной звезды. VLT был и первым телескопом, на котором еще в 2004 году было получено самое первое прямое изображение экзопланеты: коричневого карлика, «недозвезды».

Наша группа впервые сумела получить изображение двух газовых гигантов, обращающихся вокруг молодой звезды типа Солнца, -- говорит участница исследования Маддалена Реджиани (Maddalena Reggiani), постдок из Лёвенского католического университета (KU Leuven) в Бельгии. На новом снимке планеты видны в виде двух ярких точек на некотором расстоянии от материнской звезды, которая расположена в верхнем левом углу кадра (кликните по изображению, чтобы увидеть полный кадр). Получив несколько снимков в разные моменты времени, группа смогла отличить планеты от звезд поля.

Газовые гиганты обращаются вокруг своей материнской звезды на расстояниях примерно 160 и 320 астрономических единиц (расстояний от Земли до Солнца). Таким образом, они оказываются гораздо дальше от своей звезды, чем отстоят от Солнца Юпитер и Сатурн, газовые гиганты Солнечной системы (на 5 и 10 астрономических единиц, соответственно). Исследователи также установили, что эти две экзопланеты гораздо массивнее, чем гиганты Солнечной системы: внутренняя планета в 14, а внешняя – в 6 раз тяжелее Юпитера.

Группа Бона получила изображения этой планетной системы в ходе поисков молодых гигантских планет у звезд, похожих на Солнце, но гораздо моложе него. Возраст расположенной в южном созвездии Мухи звезды TYC 8998-760-1 всего 17 миллионов лет. По словам Бона эта звезда является очень молодой копией нашего Солнца.

Возможно, ключевым фактором, позволившим получить эти фото, стали уникальные возможности приемника SPHERE, смонтированного на телескопе ESO VLT, который установлен в чилийской пустыне Атакама. Камера SPHERE блокирует свет от материнской звезды при помощи приспособления, называемого коронографом. Это устройство позволяет различить рядом со звездой гораздо более слабые планеты. Старые планеты, такие, как планеты Солнечной системы, слишком холодны, чтобы их можно было зарегистрировать таким методом, но молодые планеты горячее и поэтому ярче в инфракрасных лучах. Сделав в течение прошлого года несколько снимков, и кроме того, использовав более старые данные, вплоть до полученных в 2017 году, исследователи подтвердили, что наблюдали две планеты, принадлежащие одной планетной системе.

Дальнейшие наблюдения этой системы, в том числе с будущим Чрезвычайно Большим телескопом ESO (ELT), позволят астрономам проверить, образовались эти планеты на своих нынешних весьма удаленных от материнской звезды орбитах или мигрировали. Сверхтелескоп ESO ELT поможет выявить и взаимодействия между этими двумя молодыми планетами. Бон заключает: “Возможность в будущем при помощи инструментов, которые будут установлены на ELT, зарегистрировать вокруг этой звезды планеты даже и с меньшей массой – важная веха в изучении планетных систем; это откроет новые возможности и для исследования истории Солнечной системы.

Результаты исследования представлены в статье “Two Directly Imaged, Wide-orbit Giant Planets around the Young, Solar Analog TYC 8998-760-1”, которая публикуется в The Astrophysical Journal Letters.

Состав исследовательской группы: Alexander J. Bohn (Leiden Observatory, Leiden University, The Netherlands), Matthew A. Kenworthy (Leiden Observatory), Christian Ginski (Anton Pannekoek Institute for Astronomy, University of Amsterdam, The Netherlands and Leiden Observatory), Steven Rieder (University of Exeter, Physics Department, UK), Eric E. Mamajek (Jet Propulsion Laboratory, California Institute of Technology, USA and Department of Physics & Astronomy, University of Rochester, USA), Tiffany Meshkat (IPAC, California Institute of Technology, USA), Mark J. Pecaut (Rockhurst University, Department of Physics, USA), Maddalena Reggiani (Institute of Astronomy, KU Leuven, Belgium), Jozua de Boer (Leiden Observatory), Christoph U. Keller (Leiden Observatory), Frans Snik (Leiden Observatory) и John Southworth (Keele University, UK).

Чтобы оставить внешние комментарии к статье, просим связаться с астрономом ESO Карло Маньяра (Carlo Manara, cmanara@eso.org), не принимавшим участия в исследовании.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, намного обгоняющая по продуктивности другие наземные астрономические обсерватории мира. В ее работе участвуют 16 стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO, и Австралия, являющаяся ее стратегическим партнером. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономии. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. В обсерватории Параналь установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT), способный работать в формате Очень Большого Телескопа-Интерферометра VLTI, и два крупнейших широкоугольных телескопа: VISTA, выполняющий обзоры неба в инфракрасных лучах, и обзорный телескоп оптического диапазона VLT (VLT Survey Telescope). Кроме того, на Паранале ESO на правах партнера предоставила место для установки Южной Решетки черенковских телескопов (Cherenkov Telescope Array South), крупнейшей в мире и рекордной по чувствительности гамма-обсерватории. ESO также является одним из основных партнеров по эксплуатации двух инструментов субмиллиметрового диапазона на плато Чахнантор: телескопа APEX и крупнейшего астрономического проекта современности ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Параналя, ESO ведет строительство 39-метрового Чрезвычайно Большого Телескопа ELT, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».