eso1920ru — Фото-релиз

Новое изображение центральной области Млечного Пути на телескопе ESO: следы вспышки звездобразования

16 декабря 2019 г., St.-Petersburg

На Очень Большом Телескопе ESO (VLT) с высоким разрешением выполнены наблюдения центральной части Млечного Пути. Обнаружены новые драматические подробности истории звездообразования в Галактике: древняя вспышка звездообразования была столь мощной, что в результате нее произошло более сотни тысяч взрывов сверхновых.

"Наше беспрецедентное обозрение большой части области центра Галактики позволило нам подробно исследовать историю процессов звездообразования в этой области Млечного Пути", -- сказал руководитель наблюдений Райнер Шёдель (Rainer Schödel) из Института астрофизики в Андалусии (Гранада, Испания). "Мы обнаружили, что звездообразование здесь не было непрерывным, что расходится с принятой до сих пор точкой зрения”, -- добавил Франсиско Ногерас-Лара (Francisco Nogueras-Lara), который, работая в том же институте, руководил двумя новыми исследованиями центральной части Млечного Пути.

Из работы, которая сегодня публикуется в Nature Astronomy, следует, что примерно 80% звезд центральной части Млечного Пути образовалось в самом начальном периоде существования нашей Галактики, от 13.5 до 8 миллиардов лет назад. После этой начальной эпохи звездообразования прошло примерно шесть миллиардов лет, в течение которых звезд рождалось очень мало. Но затем около одного миллиарда лет тому назад произошла мощнейшая вспышка звездообразования. Менее, чем за 100 миллионов лет в центральной области Галактики образовалось множество звезд, общая масса которых, возможно, достигла нескольких десятков миллионов Солнц.

Во время этого всплеска активности условия в исследуемой области, вероятно, напоминали те, которые существуют в так называемых галактиках со вспышками звезодобразования (starburst galaxies), где темп рождения звезд превышает 100 солнечных масс в год”, -- говорит Ногерас-Лара, сейчас работающий в Институте астрономии Макса Планка в Гейдельберге (Германия). В текущую эпоху во всем Млечном Пути темп формирования звезд составляет одну-две солнечных массы в год.

Этот всплеск активности, в результате которого должно было произойти более ста тысяч вспышек сверхновых звезд, вероятно, был одним из самых высокоэнергетических событий во всей истории Млечного Пути”, -- добавил он. В ходе вспышки звездообразования образуется много массивных звезд, жизненный цикл которых гораздо короче, чем у звезд малой массы, и заканчивается мощным взрывом сверхновой.

Выполненное исследование основывалось на наблюдениях центральной области Галактики с приемником ESO HAWK-I на телескопе VLT в пустыне Атакама в Чили. Эта инфракрасная камера позволила получить в высшей степени подробное изображение центральной части Млечного Пути сквозь закрывающую ее пыль. Ногерас-Лара и группа астрономов из Испании, США, Японии и Германии опубликовали это изображение в октябре нынешнего года в журнале Astronomy & Astrophysics. Этот великолепный снимок наиболее плотно населенной звездами, газом и пылью области галактического центра, в которой, к тому же, содержится и сверхмассивная черная дыра, имеет угловое разрешение в 0.2 секунды дуги. Такое разрешение примерно эквивалентно углу, под которым из Мюнхена, где расположена штаб-квартира ESO, можно было бы различить футбольный мяч, находящийся в Цюрихе, на расстоянии около 300 километров.

Этим изображением открывается обозрение GALACTICNUCLEUS: программа получения высококачественных снимков центральной области Галактики, использующая большое поле зрения и высокое угловое разрешение приемника HAWK-I на телескопе ESO VLT. В рамках этого обозрения исследовано более трех миллионов звезд на площади, соответствующей более, чем 60 000 квадратных световых лет вблизи области центра Галактики (один световой год равен примерно 9.5 триллионов километров).

Результаты исследования представлены в статьях “GALACTICNUCLEUS: A high angular resolution JHKs imaging survey of the Galactic Centre: II. First data release of the catalogue and the most detailed CMDs of the GC”, опубликованной в журнале Astronomy & Astrophysics, и “Early formation and recent starburst activity in the nuclear disc of the Milky Way”, публикующейся в журнале Nature Astronomy (doi: 10.1038/s41550-019-0967-9).

Коллектив авторов работы, опубликованной в Astronomy & Astrophysics, состоит из F.Nogueras-Lara (Instituto de Astrofísica de Andalucía, Granada, Spain [IAA-CSIC]), R. Schödel (IAA-CSIC), A. T. Gallego-Calvente (IAA-CSIC), H. Dong (IAA-CSIC), E. Gallego-Cano (IAA and Centro Astronómico Hispano-Alemán, Almería, Spain), B. Shahzamanian (IAA-CSIC), J. H. V. Girard (Space Telescope Science Institute, Baltimore, USA), S. Nishiyama (Miyagi University of Education, Sendai, Japan), F. Najarro (Departamento de Astrofísica, Centro de Astrobiología CAB (CSIC-INTA), Torrejón de Ardoz, Spain), N. Neumayer (Max Planck Institute for Astronomy, Heidelberg, Germany).

Авторский коллектив работы, публикующейся в Nature Astronomy: F. Nogueras-Lara (Instituto de Astrofísica de Andalucía, Granada, Spain [IAA-CSIC]), R. Schödel (IAA-CSIC), A. T. Gallego-Calvente (IAA-CSIC), E. Gallego-Cano (IAA-CSIC), B. Shahzamanian (IAA-CSIC), H. Dong (IAA-CSIC), N. Neumayer (Max Planck Institute for Astronomy, Heidelberg, Germany), M. Hilker (European Southern Observatory, Garching bei München, Germany), F. Najarro (Departamento de Astrofísica, Centro de Astrobiología, Torrejón de Ardoz, Spain), S. Nishiyama (Miyagi University of Education, Sendai, Japan), A. Feldmeier-Krause (The Department of Astronomy and Astrophysics. The University of Chicago, Chicago, US), J. H. V. Girard (Space Telescope Science Institute, Baltimore, USA) и S. Cassisi (INAF-Astronomical Observatory of Abruzzo, Teramo, Italy).