Объявление

В ESO подписано соглашение о создании австралийско-европейского приёмника MAVIS

1 июня 2021 г.

Сегодня в ESO пописано соглашение с международным консорциумом на строительство и эксплуатацию уникального приёмника MAVIS, который будет установлен на Очень Большом телескопе ESO (VLT) и будет обеспечивать получение изображений втрое более чётких, чем те, что получаются на Космическом телескопе Хаббла. MAVIS будет решать широкий спектр научных проблем – от рождения первых звезд 13 миллиардов лет назад до изменений погоды на планетах и спутниках планет в Солнечной системе.

MAVIS станет мощным инструментом, который будет использоваться при реализации огромного числа ключевых научных проектов, объясняет Франсуа Риго (François Rigaut), профессор Австралийского Национального университета, руководитель консорциума MAVIS. “В их числе будут наблюдения нашей Солнечной системы, планет у других звезд, физики звездообразования – от Млечного Пути до первых звездных скоплений во Вселенной.

Камера прямых снимков и спектрограф видимого диапазона на основе многосвязной адаптивной оптики MAVIS (Multi-conjugate-adaptive-optics-Assisted Visible Imager and Spectrograph) будет получать изображения с более высоким разрешением, чем обеспечивается современными космическими телескопами – в приёмнике будет устраняться размывание изображений, вызываемое турбулентностью в земной атмосфере. Это будет достигаться благодаря применению сложной адаптивно-оптической системы VLT Adaptive Optics Facility, оснащённой мощной лазерной установкой для создания «искусственных звезд» и адаптивным зеркалом, которое деформируется сотни раз в секунду и тем самым вносит коррекции, компенсирующие атмосферные искажения. В инструменте MAVIS будет два дополнительных адаптивных зеркала и другие системы для лучшего исправления искажений. Именно способность получать исправленные изображения в видимом диапазоне длин волн на большом поле зрения и делает MAVIS уникальным приёмником, который сможет наблюдать очень слабые удалённые объекты.

Консорциум MAVIS возглавляется объединением «Австралийская астрономическая оптика» (AAO), главным партнёром которого является Национальный институт астрофизики в Италии (INAF); в консорциум также входят Астрофизическая лаборатория (LAM) во Франции и ESO. MAVIS проектируется двумя австралийскими институтами консорциума AAOАвстралийским национальным университетом и университетом Макгуайра. Это важная веха в развитии сотруднических отношений между ESO и Австралией.

ESO и Австралия договорились о 10-летнем стратегическом партнёрстве в 2017 году; это было воспринято австралийским астрономическим сообществом с энтузиазмом. “MAVIS – результат фантастически удачного сотрудничества; этот проект демонстрирует огромный потенциал, который будет реализован для Австралии и для ESO, если Австралия станет страной-участницей ESO, говорит Ричард Мак-Дермид (Richard McDermid), MAVIS научный сотрудник проекта, профессор университета Макгуайра. “Его осуществление продемонстрирует, что Австралия не только может участвовать в научной жизни обсерватории, но и будет играть ключевую роль в том, чтобы ESO сохраняла своё научное лидерство, создавая уникальные инструменты. За это консорциум MAVIS получит гарантированное наблюдательное время на MAVIS, а также финансирование от ESO на создание аппаратной части инструмента

Следующие несколько лет обещают стать необыкновенно волнующим  временем для астрономии.При помощи космических инструментов, таких, как Космический телескоп Джеймса Уэбба, и наземных, таких, как Очень Большой телескоп ESO, астрономы будут исследовать Вселенную глубже, чем когда-либо, говорит Робен Арсено, менеджер проекта MAVIS в ESO. “Среди инструментов видимого диапазона MAVIS будет уникален; он дополнит крупные будущие инструменты, ориентированные на работу в ближней инфракрасной области.

MAVIS будет смонтирован на четвёртом «юните» комплекса VLT (Unit Telescope 4 -- Йепун) в обсерватории ESO Параналь в северном Чили. Начало его эксплуатации запланировано на 2027 год.