Объявление

Как будет выглядеть башня телескопа ESO ELT

19 ноября 2020 г.

Строительство Чрезвычайно Большого телескопа ESO (ELT) в чилийской пустыне Атакама приостановлено из-за пандемии COVID-19. Но все же в осуществлении этого грандиозного проекта достигнут большой прогресс: за последние месяцы завершено проектирование башни и купола телескопа (проект прошел заключительную экспертизу) и началось изготовление компонентов купола.

В ходе разностороннего анализа проекта башни и купола удалось решить несколько сложных проблем в строительстве этого уникального механизма высшего класса, к которому предъявляются строгие требования, связанные с его научными функциями и с предстоящей ему работой в суровых условиях пустыни Атакама. Инженерам пришлось позаботиться и о том, чтобы выполнить стандартные эксплуатационные требования, такие, например, как высокая надежность, низкая стоимость и простота обслуживания, сейсмическая и ветровая устойчивость. Последние эскизы показывают, как выглядит окончательная конструкция купола и какие с первого взгляда незаметные, но очень важные изменения были внесены в проект по сравнению с ранними версиями.

Контракт на разработку башни и несущей конструкции ELT был заключен с итальянским консорциумом ACe (Чимолаи и Астальди). Контракт предусматривает не только проектирование, но и изготовление, транспортировку, строительство, окончательную сборку и тестирование башни, купола и несущих конструкций. Сейчас компания заканчивает проектирование монтировки телескопа. Заключительная экспертиза этого проекта намечена на первый квартал 2021 года.

В цехах компании ACe уже идет изготовление основных узлов башни и купола, в которых будет помещаться ELT. В ходе проектирования в ACe было изготовлено и тщательно испытано несколько ключевых компонентов конструкции – с целью определить качество проектирования и уточнить технологические процедуры изготовления и сборки сооружения. В частности, были изготовлены прототипы и рабочие элементы систем сейсмоизоляции и испытана полномасштабная система вентиляции купола. Кроме того, было протестировано качество покрытия наружных панелей купола, пробная установка их на фрагменты купола 10-метровой высоты, изготовление полного комплекта направляющих системы вращения купола (36 узлов, каждый весом 27 тонн) и структурных компонентов первого несущего кольца его решетчатой основы. Некоторые узлы конструкции уже отправлены в Чили.

Телескоп ESO ELT с диаметром главного зеркала 39.3 метра, будет крупнейшим телескопом мира, который оставит далеко позади все остальные телескопы оптического и ближнего инфракрасного диапазона. Первые наблюдения на нем планируются в конце этого десятилетия. Башня, купол и несущая конструкция ELT будут гигантскими по сравнению со всеми остальными подобными сооружениями. Телескоп весом около 3 700 тонн будет оборудован пятью оптическими зеркалами, которые будут собирать свет звезд и направлять его на различные приемники. Эти приемники будут установлены на двух платформах, каждая размером с теннисный корт, расположенных по обе стороны от несущей конструкции телескопа. Телескоп и платформы с приемниками будут помещаться в башне, защищающей их от воздействия окружающей среды. Башня будет около 80 метров в высоту и 88 метров в диаметре и займет площадь, примерно равную площади футбольного поля. Верхняя часть башни – стальной купол телескопа весом около 6100 тонн, с огромной раздвижной щелью, будет вращаться на бетонном цилиндрическом основании, чтобы телескоп мог быть направлен в любую точку неба.

Уникальное угловое разрешение телескопа ESO ELT будет использовано для поиска ответов на главные вопросы, стоящие перед астрономией: изучение прошлого и настоящего Вселенной, исследование экзопланет, установление природы темной материи и темной энергии.