ann20029-ru — Объявление

Подписан контракт на строительство второй предфокальной станции ELT; проект первой станции близок к утверждению

6 ноября 2020 г.

Проект одного из главных узлов Чрезвычайно Большого телескопа ESO (ELT) – его первой предфокальной станции (PFS-A), скоро должен пройти заключительную экспертизу. В то время, как эта важная веха почти достигнута, ESO подписала контракт с испанской компанией IDOM на разработку второй предфокальной станции (PFS-B).

Две предфокальных станции сверхтелескопа ELT, проектированием и изготовлением которых занимается компания IDOM – это большие конструкции высотой более 9 метров, которые будут установлены на опорных платформах с противоположных сторон основной монтировки телескопа. Являясь соединительным звеном между пятизеркальной оптической системой телескопа и его приемниками, станции выполняют тройную функцию: управляют юстировкой зеркала телескопа (в том числе точным наведением всей несущей конструкции телескопа на объект), обеспечивают непрерывную работу сегментированного главного зеркала телескопа как единого целого и распределяют световые потоки между приемниками.

Использование излучения звезд для контроля юстировки

Телескоп ELT будет необыкновенно чувствительным к очень малым изменениям состояния окружающей среды, которые будут стремиться вывести его зеркала из положений, зафиксированных в процессе оптической юстировки. Это может отрицательно сказаться на качестве наблюдений. Сила тяжести может деформировать зеркала во время движения телескопа. Вдобавок, малые изменения температуры приводят к небольшим (на сотни микрометров) растяжениям металлических конструкций телескопа, что опять-таки ведет к смещению положений различных зеркал ELT.

Станции PFS-A и PFS-B будут анализировать свет от «опорных звезд» — ярких звезд, расположенных на небе сравнительно близко к объекту исследования. Работая неодновременно, станции в ходе наблюдений будут отслеживать до трех опорных звезд, используя при этом чувствительные датчики, выставляемые с точностью в несколько сот микрометров. Информация от опорных звезд будет использоваться для активного управления положениями зеркал и основной несущей конструкции телескопа и коррекции оптического качества во время наблюдений — техника, известная под названием активной оптики. Таким образом будет достигаться сохранение точной фокусировки и наведения телескопа.

798 зеркальных сегментов действуют как единое зеркало

Дополнительная функция станций PFS – постоянное обеспечение такой слаженности работы сотен отдельных сегментов главного зеркала (M1), которая делает их единым гигантским целым. Чтобы достичь этого, относительные положения всех 798 зеркал должны сохраняться с точностью до десятков нанометров. Однако, из-за изменения температуры и нагрузки под действием силы тяжести с течением времени положения сегментов меняются. Поэтому они должны периодически корректироваться. PFS будут регулярно контролировать форму главного зеркала M1 на основе измерений опорных звезд и поддерживать ее в оптимальном состоянии .

Распределение собранного света

Наконец, PFS также используется для направления света, собранного телескопом, на различные научные инструменты и вспомогательное оборудование – в зависимости от того, какая из приемных систем используется в тот или иной момент. На платформах, несущих PFS A и B, будет установлена разнообразная научная аппаратура, анализирующая собранный телескопом свет способами, которые будут соответствовать поставленным астрономами задачам исследования Вселенной. При помощи большого плоского зеркала каждая из PFS будет направлять свет к тому или иному научному инструменту. Предфокальные станции будут последними элементами оптической системы телескопа, через которые свет будет проходить прежде, чем собраться в фокусе телескопа – отсюда и их названия.

Успешное сотрудничество

Группы специалистов и инженеров IDOM и ESO, в течение последних двух лет работавшие над созданием комплекса PFS-A, сейчас очень близки к успешному завершению проектирования и вскоре начнут изготовление этого важнейшего узла телескопа. Кроме того, ESO, которую представлял Генеральный директор Хавьер Барконс, и IDOM в лице президента компании Луиса Родригеса только что подписали контракт на разработку и изготовление этой испанской компанией второй предфокальной станции ELT.

Сверхтелескоп ESO ELT, создание которого осуществляется благодаря высокотехнологическим инженерным решениям и вкладу множества талантливых людей, даст ответ на величайшие астрономические вопросы нашего времени, от исследования истории Вселенной до отыскания и изучения землеподобных планет вне Солнечной системы. Телескоп будет установлен на вершине Серро Армазонес в чилийской пустыне Атакама и начнет работу уже в этом десятилетии.