ann17087-ru — Объявление

В ESO подписан контракт на изготовление лазерных источников для телескопа ELT

18 декабря 2017 г.

ESO подписала с работающей в области фотоники немецкой компанией TOPTICA контракт на изготовление лазеров для системы адаптивной оптики Чрезвычайно Большого Телескопа ESO (ELT). TOPTICA [1] совместно с канадской фирмой MPB Communications Inc. (MPBC) [2] изготовит как минимум четыре лазерных источника для ELT [3], которые помогут телескопу достичь пространственного разрешения, беспрецедентного для наземных телескопов оптического и инфракрасного диапазона. Первые наблюдения на ELT намечены на 2024 год.

Прототипом лазерной установки для системы адаптивной оптики ELT станет четырехлазерная установка для создания искусственных звезд 4LGSF (Four Laser Guide Star Facility), работающая на Очень Большом Телескопе ESO (VLT). Использование блока адаптивной оптики (The Adaptive Optics Facility), в состав которого входит 4LGSF, уже привело к значительному увеличению четкости изображений, получаемых на VLT (eso1724). Основным изготовителем лазерной установки VLT был TOPTICA/MPBC Guidestar Alliance (eso1613).

Адаптивная оптика компенсирует размывание изображений звезд в земной атмосфере, позволяя астрономам получать гораздо более четкие изображения. Лазеры при этом используются для создания нескольких «искусственных звезд» в верхних слоях атмосферы Земли – светящихся точек в окрестности наблюдаемого объекта, которые позволяют измерить (и затем скомпенсировать) искажения волнового фронта, вызванные локальной турбулентностью земной атмосферы. Опорными источниками света могли бы стать и настоящие звезды, но вероятность, что в окрестности наблюдаемого объекта окажется такая звезда, очень мала. Лазерные «звезды» позволяют использовать адаптивную коррекцию практически в любой точке неба.

Предполагается, что ELT, оборудованный системой адаптивной оптики, будет исследовать самые разнообразные объекты, от черных дыр до самых молодых галактик на границах Вселенной.

[1] TOPTICA специализируется на разработке лазерных систем; ее сотрудники внесли большой вклад в технологию изготовления лазерных диодов и устройств преобразования частоты. Работы по контракту будут выполнены фирмой TOPTICA Projects GmbH, занимающейся специализированными лазерными системами – такими, как лазерные искусственные звезды.

[2] Разработка Рамановских волоконных усилителей большой мощности и волоконых модулей лазерной накачки будет выполнена компанией MPB Communications Inc. (Монреаль, Канада). MPBC имеет большой опыт изготовления Рамановских волоконных усилителей большой мощности для подводных лодок и для научных исследований.

[3] Согласно проекту, в перспективе ELT будет оснащен лазерной системой, способной создавать до восьми искусственных звезд.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы и самая продуктивная в мире наземная астрономическая обсерватория. В ее работе участвуют 16 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO, и Австралия, являющаяся ее стратегическим партнером. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономии. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. В обсерватории Параналь, самой совершенной в мире астрономической обсерватории видимого диапазона, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два широкоугольных телескопа с большим полем зрения: крупнейший в мире телескоп для выполнения обзоров неба в инфракрасных лучах VISTA и Обзорный Телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент для обзоров неба в видимом свете. ESO также является одним из основных партнеров крупнейшего астрономического проекта современности ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Параналя, ESO ведет строительство 39-метрового Чрезвычайно Большого Телескопа ELT, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».