ann17015-ru — Объявление

Стремимся к невозможному: первое изображение черной дыры

ALMA присоединяется к глобальному проекту: первое изображение горизонта событий сверхмассивной черной дыры

31 марта 2017 г.

Обсерватория ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) присоединяется к прорывному эксперименту, в котором будут задействованы телескопы по всему миру: попытке получить изображение черной дыры, загадочного объекта, которого никто никогда еще не видел. ALMA станет составной частью глобальных телескопов EHT (Event Horizon Telescope) и GMVA (Global mm-VLBI Array), виртуальных обсерваторий размером со всю нашу планету. Этот проект стал возможным благодаря международному сотрудничеству, объединившему в одно целое ряд радиотелескопов разных стран. Главная цель проекта: детальное исследование сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути. Впервые в истории телескоп EHT попытается получить изображение тени, которую отбрасывает горизонт событий черной дыры, а GMVA будет исследовать аккреционные процессы и выбросы в области центра Галактики.

Если отметить на глобусе положения телескопов, участвующих в проекте, получится впечатляющая сеть, покрывающая весь земной шар, от Южного полюса до Европы и Гавайских островов и, конечно же, Чили. 66 антенн телескопa ALMA, его высококлассные приемники, великолепные условия наблюдений и удобное расположение в южном полушарии – все это делает обсерваторию ALMA крупнейшим и наиболее чувствительным компонентом EHT и GMVA. Телескоп ALMA должен сыграть ключевую роль в этих революционных наблюдениях, которые пройдут с 1 по 4 апреля на GMVA и с 5 по 14 апреля на EHT.

Исхода этого невероятного эксперимента будут затаив дыхание ждать астрономы всего мира --  трудно переоценить его научное значение. Чтобы помочь всем интересующимся лучше понять его, ESO и другие партнеры ALMA запустили блог, рассказывающий о проектах EHT и GMVA и о их научном потенциале. Читатель блога отправится в увлекательное астрономическое путешествие, которое позволит ему разобраться в сложном механизме организации наблюдений, понять, в чем их трудности и риски, ответить на многочисленные вопросы. Чем так интересны черные дыры? Как видят Вселенную радиотелескопы? Что нам известно о сверхмассивной черной дыре, скрывающейся в центре нашей Галактики?

Первый выпуск блога, в котором подробно рассказывается о проектах EHT и GMVA и ожидаемых результатах, можно прочесть здесь.