ann16058-ru — Объявление

Новые бесплатные материалы для планетариев от ESO

1 сентября 2016 г.

В Гархинге полным ходом продолжается строительство планетария и общественного центра ESO Supernova Planetarium & Visitor Centre, открытие которого намечено на конец 2017 года. А тем временем ESO продолжает выпускать высококачественные материалы для использования в планетариях. Авторы этих материалов – известные во всем мире астрофотографы, художники, специалисты по технике, музыканты.

В концепции и целевой установке Центра ESO Supernova упор сделан на формировании связей между учеными и широкой общественностью, на создании новых образовательных возможностей. В соответствии с этим, а также с духом ESO в целом, все вышеуказанные ресурсы для планетариев предоставляются безвозмездно. И хотя во главу угла ставится качество, а не количество материалов, благодаря самоотверженной работе наших специалистов и всего мирового сообщества работников планетариев, мы успеваем обеспечивать и то, и другое.

Полный перечень бесплатных материалов для планетариев помещен на веб-сайте ESO Supernova. Он включает:

1. Без малого 400 клипов полнокупольного формата из архивов ESO и ESA/Hubble. Среди них больше сотни ультракоротких видео-таймлапсов молодого греческого автора Теофаниса Матсопулоса (Theofanis N. Matsopoulos). Его видео объемом 4k, снятые в полнокупольном формате дневного времени, решают старую проблему – как снять хороший фильм, не имея сложного дорогого оборудования. В коллекции также имеется более 125 полнокупольных фотографий телескопов и строений ESO.
  2. Свыше 250 великолепных 360-градусных панорам в равнопромежуточной проекции, многие из которых имеют полный панорамный формат 360 x 180 градусов. Их можно также использовать с очками VR (Virtual Reality): Oculus Rift, HTC Vive или Google Cardboard.
  3. Полнометражные шоу для планетариев.
    1. ESO с гордостью представляет фильм «Земля – Вселенная 2» (From Earth to the Universe v2) – улучшенную и дополненную версию полнометражного шоу Матсопулоса. Зритель отправляется в путешествие по миру космических открытий, начиная с ранних теорий древнереческих астрономов и заканчивая экскурсиями на самые передовые современные обсерватории. Отличия версии 2: улучшенное качество изображения; звездные карты с более высоким разрешением; новые видеосъемки VLT (Очень Большого Телескопа), любезно предоставленные участниками экспедиции; новая трехмерная модель Млечного Пути и многое другое!
    2. Матсопулос выпустил и еще одно полнометражное шоу: «Горячая высокоэнергетическая Вселенная» (The Hot and Energetic Universe), посвященное астрофизике высоких энергий, ключевой области астрономии.
      Представители планетариев, художники представили другие полнометражные фильмы для планетариев:
    3. «Два маленьких стеклышка» (Two Small Pieces of Glass), фильм о том, как два студента изучают историю телескопа, от изобретения Галилея и детской подзорной трубы до запуска Космического телескопа Хаббла NASA/ESA. Шоу выпущено студией Interstellar Studios при астрономическом центре Imiloa Astronomy Center на Гавайских островах и Научным центром Карнеги (Carnegie Science Center) в рамках Международного года астрономии 2009.
    4. «Тьма» (Dark: The Movie), фильм, рассказывающий о природе темной материи, составляющей невидимые 80% массы Всленной. Фильм финансировался совместно iVEC, Scitech и iVEC@UWA, его автор – Питер Морз (Peter Morse).
    5. «Солнечный удар» (Sunstruck). Этот фильм – о Солнце, о том, как оно поддерживает жизнь на нашей планете и чем угрожает этой жизни, о том, что будет, когда его энергия однажды иссякнет. Это полнкупольное планетарий-шоу, финансировавшееся NASA, было снято в Научном центре штата Мичиган (Michigan Science Center).
    6. «Тайна темной материи» (The Dark Matter Mystery). Центральный вопрос этого фильма – какая сила объединяет Вселенную в единое целое? И из чего же состоит так называемая темная материя?
      Это шоу поставлено планетарием Лофейма (Laupheim Planetarium).
    7. «Далекие миры – неизвестная жизнь?» (Distant worlds - foreign life?, в оригинале название по-немецки “Ferne Welten - fremdes Leben?”). В этом фильме обсуждается один из вечных вопросов астрономии — одни ли мы во Вселенной? Фильм полнокупольного формата произведен консорциумом планетариев Германии, автор – Бьорн Фосс (Bjoern Voss).
    8. Существо чувствующее (Sentient), художественная работа студентов класса медиа, наук и искусств (Art and Science Immersive Media) при Студии взаимосвязанных медиа SIM (Studio for Interrelated Media) в Массачусеттском колледже искусств и дизайна (Massachusetts College of Art and Design). В фильме исследуются несследованные проблемы творческого сознания и восприятия.
    9. Неведомая среда (The Unknown Between); художественная работа студентов класса медиа, наук и искусств (Art and Science Immersive Media) при Студии взаимосвязанных медиа SIM (Studio for Interrelated Media) в Массачусеттском колледже искусств и дизайна (Massachusetts College of Art and Design). В фильме исследуется состояние сознания в момент между бодрствованием и сном.
  4. Новый музыкальный архив, состоящий из 300 с лишним треков. Авторы: музыкальные посланники ESO (ESO Music Ambassadors) Дженнифер Галатис (Jennifer Galatis), Йохан Монелл (Johan B. Monell), tonelabs, Джон Дайсон (John Dyson) и Стив Бьюик (Steve Buick), а также такие группы, как STAN DART и zero-project. Их творчество вдохновляли телескопы ESO, ночное небо Чили, Космический телескоп Хаббла, вид Земли из космоса и космическая миссия ESA «Розетта».
  5. Наши талантливые художники создали прекрасные живописные композиции для музеев, фотографии и видео для выставок в высоком разрешении: до 20 000 пикселей. Эти работ войдут в выставочную коллекцию Центра ESO Supernova «Живая Вселенная» (Living Universe Exhibition).
  6. Полнокуполные клипы для VJ - видео-жокеев (Video Jockey-ing). Эти видео, снятые Матсопулосом – настоящее пиршество красок и линий. Они могут быть использованы как видеоряд к музыке в ходе, звучащей в планетарии.
  7. 3D-модели самых разнообразных объектов: от телескопов ESO до орбит звезд в Млечном Пути.
  8. Профессиональные исследовательские статьи на темы, связанные с  работой планетариев, доступные для свободного скачивания; Planetarium community white papers.

Центр ESO Supernova с гордостью причисляет себя к мировому сообществу планетариев. Мы уверены, что материалы нашей коллекции будут с успехом использоваться в планетариях по всему миру. Если вы хотите поддержать продолжающееся производство бесплатных ресурсов для планетариев и бесплатный режим пользования центром ESO Supernova, вы можете:

1. Сделать пожертвование
  2. Отправить по электронному адресу hzodet@eso.org сообщение о вашем желании переводить материалы Центра на ваш родной язык

И наконец, дать нам знать через наши страницы в социальных сетях, что вы воспользовались нашими ресурсами!

Планетарий и общественный центр ESO Supernova

Планетарий и общественный центр ESO Supernova (The ESO Supernova Planetarium & Visitor Centre) – современный астрономический образовательный центр при Штаб-квартире ESO в Гархинге близ Мюнхена. Его цель – дать посетителям волнующую возможность познакомиться с устройством Вселенной, в которой мы живем. С 2017 года Центр начнет принимать семейные и школьные экскурсии. Их участники получат незабываемый познавательный опыт. Даже наиболее абстрактные и далекие от повседневного восприятия астрономические и физические проблемы будут по-новому наглядно объяснены и визуализированы.

Планетарий и общественный Центр ESO Supernova – плод сотрудничества Европейской Южной обсерватории (ESO) и Гейдельбергского института теоретических исследований HITS (Heidelberg Institute for Theoretical Studies. Здание построено на средства, предоставленные немецким фондом Клауса Чиры KTS Klaus Tschira Stiftung, ). Деятельность Центра будет осуществляться ESO.

Фирма Evans & Sutherland с гордостью заявляет о своей поддержке Центра ESO Supernova.

Фонд Клауса Чиры KTS (The Klaus Tschira Stiftung) создан в 1995 году физиком и со-основателем компании SAP (Systemanalyse und Programmentwicklung -- System Analysis and Program Development) Клаусом Чирой (Klaus Tschira, 1940 - 2015). Это один из крупнейших в Европе частных некоммерческих фондов. Его цель – способствовать развитию естественных наук, математики и информатики, привлечь внимание общества к этим областям знания. В сферу внимания фонда входят различные учреждения, начиная с детских садов – школы, университеты, научно-исследовательские институты. Фонд внедряет новые методы передачи научного знания, поддерживает проведение научных исследований и распространение информации о них. Фонд KTS финансирует строительство Центра ESO Supernova; функционирование Центра будет обеспечивать ESO.

Гейдельбергский институт теоретических исследований HITS gGmbH (The Heidelberg Institute for Theoretical Studies) был основан в 2010 году как частное некоммерческое научно-исследовательское учреждение соучредителем копании SAP Клаусом Чирой (Klaus Tschira) и его фондом Klaus Tschira Stiftung. HITS проводит фундаментальные исследования в области естественных наук, математики и компьютерных наук, с упором на обработку, структурирование и анализ больших объемов данных в области естественных наук, математики и информатики. Области исследования HITS простираются от молекулярной биологии до астрофизики. Акционерами HITS являются фонд HITS Stiftung, филиал Klaus Tschira Foundation, Хайдельбергский университет (Heidelberg University) и Технологический институт Карлсруэ KIT (Karlsruhe Institute of Technology). HITS также сотружничает с другими университетами, научно-исследовательскими учреждениями и проышленными партнерами. Основное финансирование HITS осуществляется фондом HITS Stiftung; средства предоставляются фондом Klaus Tschira Foundation. Основными внешними спонсорами являются Федеральное министерство образования и научных исследований (BMBF), Немецкий фонд научных исследований (DFG) и Евросоюз.