ALMA

В поисках нашего космического происхождения

Что такое ALMA?

Высоко на плато Чахнантор в Чилийских Андах ESO вместе со своими международными партнерами построила телескоп ALMA — сверхсовременный инструмент для изучения самых холодных объектов во Вселенной. Они излучают на волнах длиной около миллиметра, между инфракрасным светом и радиоволнами, поэтому такое излучение называется миллиметровым и субмиллиметровым. ALMA состоит из 66 высокоточных антенн, расставленных на расстояния до 16 километров друг от друга. Это крупнейший из существующих наземных астрономических инструментов.

Что такое субмиллиметровая астрономия?

Излучение с такой длиной волны приходит от гигантских холодных облаков в межзвездном пространстве, имеющих температуру всего на несколько сотых градуса выше абсолютного нуля, а также от некоторых самых ранних и самых удаленных галактик во Вселенной. Астрономы анализируют это излучение, чтобы составить представление о химических и физических условиях в молекулярных облаках — плотных скоплениях газа и пыли, в которых происходит рождение новых звезд. Из-за обилия пыли, в видимых лучах эти области Вселенной часто выглядят темными, но они ярко светятся в миллиметровой и субмиллиметровой частях спектра.

Почему ALMA построен высоко в Андах?

Миллиметровое и субмиллиметровое излучение открывает окно в загадочную холодную Вселенную, но эти сигналы из космоса почти целиком поглощаются водяным паром в атмосфере Земли. Поэтому телескопы, работающие в этой области астрономии, должны устанавливаться на большой высоте над уровнем моря в местах с низкой влажностью воздуха. Именно таким местом является плато Чахнантор на высоте 5000 м, где расположена одна из самых высокогорных астрономических обсерваторий на Земле.

Место установки ALMA, примерно в 50 км к востоку от Сан Педро де Атакама в северном Чили – одно из самых сухих мест на Земле. Здесь астрономы нашли исключительно благоприятные условия для наблюдений, хоть работа в этой уникальной обсерватории требует от них большой выносливости. Высота плато Чахнантор более, чем на 750 м превосходит высоту обсерваторий на Мауна Ки, и на 2400 м – высоту места установки телескопа VLT на Серро Параналь.

Тур по плато Чахнантор

Virtual Tour at the Chajnantor Plateau

Кликните по фото, чтобы отправиться в виртуальный тур по плато Чахнантор и его окрестностям

ALMACam LIVE AOS

ALMACam LIVE OSF

Чтобы побывать на телескопе ALMA, см Media Visits

Почему ALMA - интерферометр

ALMA -- телескоп революционно новой конструкции. Он состоит из 66 высокоточных антенн, рассчитанных на прием излучения с длиной волны от 0.32 до 3.6 мм. В его основной решетке 50 антенн, каждая по 12 метров в диаметре, действующих как единый телескоп-интерферометр. Дополнительная компактная решетка включает четыре 12-метровых и двенадцать 7-метровых антенн. Все 66 антенн ALMA могут сочетаться в различных конфигурациях, при этом максимальное расстояние между антеннами может меняться от 150 метров до 16 километров. Таким образом, ALMA имеет мощный переменный “зум”. Телескоп способен зондировать Вселенную на миллиметровых и субмиллиметровых волнах с беспрецедентной чувствительностью и разрешением, при четкости изображений в десять раз лучшей, чем та, которую обеспечивает Космический Телескоп Хаббла. Эти данные и изображения, получаемые с интерферометром VLT, дополняют друг друга.

Научные исследования с ALMA

ALMA – самый мощный инструмент для наблюдений холодной Вселенной -- молекулярного газа. ALMA исследует строительные блоки, из которых создаются звезды, планетные системы, галактики и сама жизнь. Получая детальные изображения звезд и планет, рождающихся в облаках газа вблизи Солнечной системы, и регистрируя удаленные галактики на краю наблюдаемой Вселенной (мы видим их такими, каким они были примерно десять миллиардов лет назад), астрономы смогут ответить на некоторые из глубочайших вопросов, касающихся нашего происхождения и места в космосе.

Торжественное открытие ALMA состоялось в 2013 г., но первые научные наблюдения с частью решетки начались еще в 2011 г. Более подробная информация об этом помещена в пресс-релизе eso1137.

ALMA -- партнерский проект ESO, Национального научного фонда США (NSF) и Национальной академии естественных наук (NINS) Японии, в кооперации с Республикой Чили. ALMA финансируется ESO (представляющей интересы ее стран-участниц), NSF совместно с Национальным советом по научным исследованиям Канады (NRC), Национальным советом по научным исследованиям Тайваня (NSC) и NINS в кооперации с тайваньской Academia Sinica (AS) и Корейским институтом астрономии и космических исследований (KASI).

Строительство и эксплуатация ALMA ведется ESO, представляющей свои страны-участницы, Национальной радиоастрономической обсерваторией (NRAO), управляемой компанией Associated Universities, Inc. (AUI) и представляющей Северную Америку, и Национальной астрономической обсерваторией Японии (NAOJ), представляющей Восточную Азию. Совместное управление эксплуатацией, строительством и тестированием оборудования ALMA осуществляется в рамках Объединенной обсерватории ALMA (JAO).

Научные задачи

Звездообразование, молекулярные облака, ранняя Вселенная

Еще об обсерватории ALMA

• Антенны ALMA
  • Фото ALMA
  • Другие разделы ALMA Image Archive и ALMA Video Archive доступны в Мультимедийном архиве ESO
  • Для ученых:более подробную информацию можно получить на наших технических страничках
  • Посетите веб-сайт Обсерватории ALMA
  • Пресс-релизы ESO с результатами, полученными на ALMA
  • фото и видео смотрите в мультимедийном архиве ESO.

Демонстрационное видео «The ALMA Planetarium Show»

"В поисках нашего космического происхождения" – впечатляющий видео-рассказ об ALMA, крупнейшем из существующих астрономических проектов. Узнайте больше на www.cosmicorigins.org.

Трейлер ALMA

00:00

Загрузите этот трейлер в других форматах из видеоархива

ALMA

Название: ALMA -- Atacama Large Millimeter/submillimeter Array
Место установки: Чахнантор
Высота: 4576 to 5044m (в основном выше 5000 м)
Павильон: Под открытым небом
Тип: Субмиллиметровая интерферометрическая система антенн
Оптическая схема: Кассегрен
Диаметр главной антенны M1: 54 x 12.0 м (AEM, Vertex и MELCO) и 12 x 7.0 м (MELCO)
Материал отражателя антенны M1: CFRP и алюминий (12-метровые),
сталь и алюминий (7-метровые)
Диаметр вторичного отражателя M2: 0.75 м (для 12-метровых антенн);
0.457 м (для 7-метровых антенн)
Материал вторичного отражателя M2: Алюминий
Монтировка: Альтазимутальная
Дата первых наблюдений: 30 сентября 2011 г.
Интерферометрия: Базы от 150 м до 16 км
Изображения, полученные с ALMA: Link
Фото ALMA: Link
Пресс-релизы об ALMA: Link

Знаете ли вы...
...что когда астрономы комбинируют световые волны от двух телескопов по принципу интерферометрии, они могут с очень высокой точностью определить направление на объект в пространстве. Похожим образом устроен человеческий слух -- сравнивая звуковые сигналы от правого и левого уха, мозг точно определяет направление на источник звука,
и что...
два транспортера обсерватории ALMA весят по 132.5 тонн каждый, и на каждом установлены двигатели мощностью 500 kW (на уровне моря). Это дает в сумме примерно 1400 лошадиных сил, что эквивалентно 20 автомобилям "Smart Fortwo".

ALMA на Google Maps