Kids

eso1309ru — Фото-релиз

Выберите язык:

Стряхнуть пыль с космического омара

С телескопом VISTA получен новый инфракрасный снимок NGC 6357

20 февраля 2013 г.

На новом снимке, полученном в ESO с телескопом VISTA – светящиеся газовые облака и пылевые волокна вокруг молодых горячих звезд. Это инфракрасное изображение, в необычном свете показывающее звездные «ясли» NGC 6357, получено в ходе выполняемого сейчас с телескопом VISTA сканирования Млечного Пути с целью построения подробной структурной карты нашей Галактики, которая поможет понять, как сформировалась наша звездная система.

Туманность NGC 6357 расположена на расстоянии около 8000 световых лет от нас в созвездии Скорпиона (Scorpius). В видимых лучах она напоминает очертаниями лангуста, отчего ее иногда называют Туманностью Омара (Lobster Nebula [1]). Это область, заполненная гигантскими облаками газа и волокнами темной пыли. В газовых облаках образуются звезды, в том числе массивные горячие звезды, в видимой области спектра сияющие ярким бело-голубым светом.

На приведенном снимке использованы данные инфракрасных наблюдений, выполненных с телескопом VISTA (Visible and Infrared Survey Telescope for Astronomy) в обсерватории ESO Паранал в Чили. Изображение представляет собой лишь маленький фрагмент обширного обзора центральных областей нашей Галактики VVV (VISTA Variables in the Vía Láctea, eso1242). Новый снимок разительно отличается от изображений объекта в видимом свете, таких, как изображение, полученное с 1.5-метровым датским телескопом в обсерватории Ла Силья; причина этого различия в том, что инфракрасное излучение способно проходить сквозь пылевую оболочку, в которую «запеленат» объект [2].

Одно время считалось, что Pismis 24-1, одна из ярких молодых звезд в NGC 6357, является  самой массивной из известных звезд, пока не обнаружилось, что в этом месте в действительности находятся по крайней мере три гигантских звезды большой яркости, каждая массой до 100 солнечных масс. Но даже и в таком случае эти звезды все равно среди самых массивных тяжеловесов Млечного Пути. Pismis 24-1 является самым ярким объектом в звездном скоплении Pismis 24, «выводке» звезд, которые, как полагают, все образовались внутри NGC 6357 в одно и то же время.

VISTA – крупнейший и мощнейший в мире обзорный широкоугольный телескоп, предназначенный для обзоров неба в инфракрасном диапазоне. Цель обзора VVV – сканирование центрального балджа и части плоскости Галактики с целью создания гигантской базы данных, которая могла бы помочь астрономам больше узнать о происхождении, ранних стадиях развития и структуре Млечного Пути.

Отдельные части NGC 6357 наблюдались также в видимом диапазоне спектра с Космическим телескопом Хаббла NASA/ESA (heic0619a) и с Очень Большим Телескопом ESO VLT (eso1226a). Сравнение полученных оптических изображений с новым инфракрасным снимком демонстрирует поразительные отличия между ними: на инфракрасном фото обширные шлейфы красноватого вещества почти исчезли, а из разных частей туманности простираются наружу волокна бледно-пурпурного газа.

[1] Туманностью Омара (Lobster Nebula) иногда неформально называют и живописную область звездообразования Messier 17 (eso0925), хотя ее чаще называют Туманностью Омега.

[2] Инфракрасные наблюдения могут выявить детали, которые не видны в оптическом диапазоне спектра, если, например, объект слишком холоден, экранируется толстым слоем пыли, или находится на очень большом расстоянии, так что из-за расширения Вселенной его излучение перешло из видимой в инфракрасную область.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе принимают участие 15 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Объединенное Королевство, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Паранал и Чахнантор. В обсерватории Паранал, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT, (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный исключительно для обзора неба в видимом свете. ESO является европейским партнером в революционном проекте астрономического телескопа ALMA – крупнейшем из существующих астрономических проектов. В настоящее время ESO планирует строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Сверхкрупного Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет “величайшим в мире оком, устремленным в небо».