eso1240ru — Организационный релиз

Выберите язык:

Гала-прием в честь 50-летия Европейской Южной Обсерватории

12 октября 2012 г.

Вечером 11 октября 2012 г. в Императорском зале дворца «Резиденция» в Мюнхене состоялся гала-прием в честь 50-летия Европейской Южной Обсерватории. В ознаменование этого события высокопоставленные представители Стран-Участниц ESO и принимающей страны, Чили, среди которых было семь министров и два посла, а также представители Обсерватории, поставили свои подписи на прототипе сегмента главного зеркала Европейского Сверхгигантского Телескопа (European Extremely Large Telescope).

Генеральный Директор ESO проф.Тим де Зеу (Tim de Zeeuw)\ и Президент Совета ESO проф. Хавьер Барконс (Xavier Barcons) приветствовали почетных представителей Стран-Участниц ESO и принимающей страны, Чили, а аткже членов Совета ESO, представителей комитетов ESO, бывших Генеральных Директоров ESO, известных астрономов и других почетных гостей, внесших вклад в историю ESO.

Гала-прием  [1] ознаменовал пятидесятилетие достижений Обсерватории с момента подписания Конвенции ESO в октябре 1962 года, которое положило начало существованию ESO. За эти полстолетия Обсерватория далеко обогнала по продуктивности все остальные наземные астрономические обсерватории. На приеме был отмечен вклад многих личностей и организаций, чья деятельность предопределила успех ESO.

Открывая прием, проф.Барконс сказал:  “Совместно участвуя в строительстве и управлении  ESO, Страны-Участницы выполняют важнейшую задачу: они создают и эксплуатируют сверхсовременные крупномасштабные астрономические инструменты, которые ни одна страна не смогла бы построить в одиночку. Успех Обсерватории также показывает, как дух научного сотрудничества преодолевает национальные границы”.

Приветствуя гостей Германии, проф. д-р Аннетт Шаван (Annette Schavan), Бундесминистр науки и образования, сказала:  “Исследования, ведущиеся в ESO, имеют мировое значение, и мы хотим сохранить эту лидирующую позицию и в будущем. Истории успеха продолжают жить, пока о них не перестают говорить. Вот почему для нас так важно построить величайший оптический телескоп в мире, Европейский Сверхгигантский Телескоп (European Extremely Large Telescope). E-ELT смог бы ответить на некоторые наиболее жгучие вопросы астрофизики.”

В плодородном исследовательском ландшафте Баварии ESO является выдающимся и драгоценным объектом”, -- добавил д-р Вольфганг Хойбиш (Wolfgang Heubisch), член ландтага и штатсминистр науки, исследований и искусств Баварии. “Обсерватория служит укреплению престижа Баварии как ведущее научное учреждение и привлекает множество ученых со всех концов мира”.

Среди выдающихся ученых на приеме присутствовал проф.Брайан Шмидт, нобелевский лауреат 2011 года по физике. Свой взгляд на ESO он выразил так: “Я не просто вижу, что будущее астрономии сулит благоприятные перспективы для ESO – скорее, я вижу, что будущее астрономии и есть ESO.

Проф.Тим де Зеу говорил об эволюции ESO и ее трех действующих наблюдательных пунктов: Ла Силья, Паранал и Чахнантор, а также об Арммазонес, будущем месте установки Европейского Сверхгигантского Телескопа. Эти обсерватории являются успешным воплощением миссии ESO: разрабатывать и эксплуатировать астрономические инструменты мирового класса, поддерживать международное сотрудничество в области астрономии.

ESO добилась успеха благодаря целеустремленности и высочайшей квалификации своего персонала, в соединении с усилиями промышленных, научных и технических учреждений стран-участниц”, -- заявил проф. де Зеу.

В своей речи проф. де Зеу также заглянул в будущее ESO и астрономии, и подчеркнул растущую важность научных исследований для общества. Он отметил: “Если общество не поддерживает интереса к науке, оно обречено. В обществе должно быть место для свободного полета мысли и для фундаментальных исследований”.

Гости приема просмотрели фрагменты фильма «Европа – к звездам. Первые 50 лет европейских исследований южного неба» (Europe to the Stars — ESO's first 50 years of Exploring the Southern Sky), документальный фильм, в котором рассказывается об истории проектирования, строительства и эксплуатации в ESO самых мощных наземных телескопов на планете.

В конце приема главы национальных делегаций, проф. де Зеу и проф.Барконс поставили свои подписи на прототипе сегмента главного зеркала Европейского Сверхгигантского Телескопа (European Extremely Large Telescope), величайшего ока человечества, направленного на небо. 39-метровое зеркало E-ELT будет состоять из 798 таких шестиугольных стеклянных сегментов поперечником 1.4 метра и всего 50 миллиметров толщиной. E-ELT далеко обгонит по размеру все остальные оптические и инфракрасные телесколпы на Земле. Подписи участников приема на сегменте будут выгравированы на стекле и всегда будут напоминать о праздновании 50-летия ESO.

В речи, произнесенной после церемонии подписания, министр иностранных дел Чили Альфредо Морено (Alfredo Moreno) сказал: “Небо над чилийскими обсерваториями самое чистое на Земле; это делает их идеальным местом для исследования южного неба. Ключевую роль в успехе астрорномических исследований в Чили играет сильное научное и техническое сообщество нашей страны. Мы гордимся тем, что наша страна размещает на своей территории обсерватории ESO и тем, что мы сейчас отмечаем 50-летие совместной работы над углублением нашего понимания Вселенной”.

[1] Гала-прием явился одним из серии торжественных мероприятий, посвященных юбилею ESO. Подробнее см. здесь.

В 2012 году исполняется 50 лет со дня основания Европейской Южной Обсерватории (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущей межгосударственной астрономической организации Европы и самой продуктивной астрономической обсерватории в мире. В ее работе принимают участие 15 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Чешская Республика, Дания, Франция, Финляндия, Германия, Италия, Нидерланды, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария и Объединенное Королевство. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. В обсерватории Параналь, самой совершенной в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT, (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный исключительно для обзора неба в видимом свете. ESO является европейским партнером в революционном проекте астрономического телескопа ALMA – величайшем астрономическом проекте в истории. В настоящее время ESO планирует строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Сверхкрупного Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет “величайшим в мире оком, устремленным в небо».