Kids

eso1203ru — Научный релиз

Эль Гордо — “жирное” далекое скопление галактик

10 января 2012 г.

Очень горячее массивное молодое скопление галактик — самое большое из всех, когда-либо найденных в удаленных частях Вселенной — изучено международной группой, использовавшей для этой цели Очень Большой Телескоп ESO (VLT) в пустыне Атакама в Чили, а также рентгеновскую обсерваторию NASA «Чандра» (Chandra X-ray Observatory) и Атакамский Космологический Телескоп. Этот новый результат объявлен 10 января 2012 на 219-том Собрании Американского Астрономического Общества (The American Astronomical Society) в Остине, штат Техас.

Новооткрытое скопление галактик [1] получило название Эль Гордо — в переводе с испанского "Большое" или "Жирное". Оно состоит из двух отдельных скоплений меньшего размера, сталкивающихся со скоростью в несколько миллионов километров в час, и находится так далеко, что свет от него доходит до нас за семь миллиардов лет.

"Это скопление самое массивное, самое горячее, и испускает самый мощный поток рентгеновских лучей из всех других скоплений, обнаруженных до сих пор на этом расстоянии или еще дальше" – сказал Фелипе Менанто из Университета Рутгерса, США (Felipe Menanteau of Rutgers University), руководитель исследования. "Мы посвятили Эль Гордо много наблюдательного времени, и я очень рад, что наши затраты окупились сполна – мы обнаружили великолепное столкновение галактических скоплений".

Скопления галактик – самые крупные объекты во Вселенной, удерживаемые в виде целого силой всемирного тяготения. Процесс их формирования, которое происходит, когда сливаются меньшие группы галактик, в очень большой степени зависит от количества темной материи и темной энергии во Вселенной на тот момент времени. Таким образом, изучение скоплений галактик может пролить свет на эти таинственные составляющие космоса.

"Гигантские скопления галактик, такие, как это – именно то, что мы ставим себе целью находить" – говорит член группы Джек Хьюз (Jack Hughes), тоже из Университета Рутгерса. "Мы хотим понять, как образуются эти экстремальные объекты, используя лучшие из имеющихся сейчас космологических моделей".

Группа исследователей, руководимая астрономами Чили и Университета Рутгерса, обнаружила Эль Гордо, зарегистрировав искажение космического микроволнового фонового излучения. Это слабое свечение является реликтовым остатком первичного излучения Большого Взрыва – события, приведшего 13.7 миллиардов лет назад к образованию Вселенной из некоего крайне горячего и сверхплотного образования. Это остаточное излучение теперь взаимодействует электронами горячего газа в скоплениях галактик, что приводит к искажению фонового свечения, наблюдаемого с Земли [2]. Чем плотнее и больше скопление, тем заметнее этот эффект. Эль Гордо было замечено в обзоре микроволнового фона, выполненном с Атакамским Космологическим Телескопом [3].

Очень Большой Телескоп ESO был использован группой для измерения скоростей галактик в этом гигантском столкновении скоплений, а также для того, чтобы измерить расстояние от объекта до Земли. Наконец, с помощью рентгеновской обсерватории NASA «Чандра» изучался горячий газ в скоплении.

Хотя скопления такого размера и на таком расстоянии, как El Gordo's, обнаруживаются очень редко, авторы работы утверждают, что новые результаты согласуются с современными воззрениями астрономов – Вселенная началась с Большого Взрыва и состоит в основном из темной материи и темной энергии.

По всей вероятности, Эль Гордо образовалось так же, скопление «Пуля» (Bullet Cluster), живописное взаимодействующее скопление галактик, которое находится почти на четыре миллиарда световых лет ближе к Земле. В обоих скоплениях имеются свидетельства того, что обычное вещество, состоящее в основном из горячего газа, излучающего интенсивные рентгеновские лучи, разбросано в стороны от темного вещества. При этом столкновении горячий газ замедлился, а темная материя нет.

"Впервые мы обнаружили систему, напоминающую скопление Пуля, на таком большом расстоянии" – говорит Кристобаль Сифон (Cristóbal Sifón), студент Католи ческого Папского Университета Чили (Тhe Pontificia Universidad Católica de Chile -- PUC) в Сантьяго. "Это как в старой поговорке: если хочешь понять, куда идешь, ты должен понять, откуда пришел".

[1] Формальное обозначение скопления: ACT-CL J0102-4915; первая часть этого названия показывает, что это скопление галактик, найденное по данным Атакамского Космологического Телескопа, а во второй зашифрованы координаты объекта на южном небе, в созвездии Феникса.

[2] Это явление называется эффектом Сюняева–Зельдовича (SZ): российские астрономы Рашид Сюняев и Яков Зельдович предсказали его в конце 1960-х.

[3] Атакамский Космологический Телескоп (ACT) -- шестиметровый телескоп, установленный на горе Серро Токо (Cerro Toco) в пустыне Атакама на севере Чили, неподалеку от места установки ALMA. Он построен для получения обзоров неба в микроволновом диапазоне с высоким разрешением для изучения космического микроволнового фона (реликтового излучения).

Полученные результаты объявлены 10 января 2012 на 219-том Собрании Американского Астрономического Общества в Остине, Техас. Статья “The Atacama Cosmology Telescope: ACT-CL J0102−4915 ‘El Gordo’, A Massive Merging Cluster at Redshift 0.87”, Felipe Menanteau et al, с описанием этой работы, принята к публикации в The Astrophysical Journal.

Состав группы: Felipe Menanteau (Rutgers University, USA), John P. Hughes (Rutgers), Crisóbal Sifón (Pontificia Universidad Católica de Chile [PUC]), Matt Hilton (University of Nottingham, UK), Jorge González (PUC), Leopoldo Infante (PUC), L. Felipe Barrientos (PUC) , Andrew J. Baker (Rutgers) , Sudeep Das (University of California, Berkeley, USA; Princeton University, USA), Mark J. Devlin (University of Pennsylvania, USA), Joanna Dunkley (Oxford University, UK) , Adam D. Hincks (Princeton University), Arthur Kosowsky (University of Pittsburgh, USA) , Danica Mardsen (University of Pennsylvania), Tobias A. Marriage (The Johns Hopkins University, Baltimore, USA) , Kavilan Moodley (University of KwaZulu-Natal, Durban, South Africa), Michael D. Niemack (NIST, Boulder, USA) , Lyman A. Page (Princeton University) , Erik D. Reese (University of Pennsylvania) , Neelima Sehgal (Stanford University, USA), Jon Sievers (University of Toronto, Canada) , David N. Spergel (Princeton University), Suzanne T. Staggs (Princeton University) and Edward Wollack (Goddard Space Flight Center, USA).

В 2012 году исполняется 50 лет со дня основания Европейской Южной Обсерватории (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущей межгосударственной астрономической организации Европы и самой продуктивной астрономической обсерватории в мире. В ее работе принимают участие 15 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Чешская Республика, Дания, Франция, Финляндия, Германия, Италия, Нидерланды, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария и Объединенное Королевство. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. В обсерватории Параналь, самой совершенной в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT, (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный исключительно для обзора неба в видимом свете. ESO является европейским партнером в революционном проекте астрономического телескопа ALMA – величайшем астрономическом проекте в истории. В настоящее время ESO планирует строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – Европейского Сверхкрупного Телескопа 40-метрового класса для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет “величайшим в мире оком, устремленным в небо».