Kids

Выберите язык:

Галактика цветет новыми звездами

Обзорный телескоп VLT сделал панорамный снимок NGC 253

15 декабря 2011 г.

Обзорный телескоп VLT (VLT Survey Telescope, VST) запечатлел красоту близлежащей спиральной галактики NGC 253. Новый «портрет» является, вероятно, самым детальным за всю историю астрономии широкоугольным изображением этого объекта и его окружения. Снимок свидетельствует, что VST, самый новый из инструментов обсерватории ESO Параналь, обеспечивает получение широкоугольных изображений с впечатляющим разрешением.

NGC 253 мерцает на расстоянии около одиннадцати с половиной миллионов световых лет от нас на южном небе, в созвездии Скульптора. Ее часто называют просто галактикой в Скульпторе, хотя у нее есть и другие, более описательные имена, как, например, Серебряная Монета или Галактика «Серебряный Доллар». На NGC 253 можно полюбоваться в бинокль, так как это одна из самых ярких галактик на небе после ближайшего и крупнейшего соседа нашего Млечного Пути, Туманности Андромеды.

Астрономы заметили в NGC 253 активное и повсеместное рождение звезд и назвали ее «галактикой со вспышкой звездообразования» (starburst galaxy) [1]. Многочисленные яркие сгустки, усеивающие галактику – звездные «инкубаторы», где только что зажглись горячие молодые звезды. Излучение, испускаемое этими гигантскими бело-голубыми новорожденными объектами, заставляет окружающие их облака газообразного водорода ярко светиться (на этом снимке их свечение показано зеленым).

Эта близлежащая спиральная галактика была открыта в 1783 г. немецко-британским астрономом Каролиной Гершель, сестрой знаменитого астронома Вильяма Гершеля, когда она занималась поисками комет. Брат и сестра Гершель были бы в восторге от четкого, богатого деталями изображения NGC 253, которое смог обеспечить телескоп VST.

Данный снимок был получен в ходе контрольных наблюдений с VST – подготовительной фазы, в которой, прежде чем начнутся регулярные работы, оценивается качество научной информации, собираемой телескопом. С целью идентификации младших поколений звезд в NGC 253 данные, полученные с VST, комбинируются с инфракрасными изображениями, даваемыми телескопом VISTA (eso0949). Представленное изображение имеет более 12 000 пикселей в поперечнике. Превосходные условия наблюдений в обсерватории ESO Параналь в сочетании с прекрасной оптикой телескопа обусловили четкие изображения звезд по всему полю.

VST -- 2.6-м широкоугольный обзорный телескоп с диаметром поля в один градус, что вдвое больше углового размера полной Луны [2]. Программа наблюдений VST является плодом кооперации между INAF – астрономической обсерваторией Каподимонте (Неаполь, Италия) и ESO (eso1119). Сердце телескопа, камера OmegaCAM с полем в 268 мегапикселей, предназначена для быстрого получения карт неба с очень высоким качеством изображений. VST является крупнейшим в мире телескопом, построенным исключительно для обзоров неба в видимых лучах. Он дополняет инфракрасный обзорный телескоп ESO VISTA, также установленный на горе Параналь.

Постепенное увеличение масштаба нового кадра не только позволяет в мельчайших деталях рассматривать спиральные рукава NGC 253, в которых идет активное звездообразование, но и выявляет прихотливые узоры, образуемые фоном гораздо более далеких галактик.

[1] Другие особенности NGC 253 выявлены с помощью Очень Большого Телескопа ESO (VLT) и Космического телескопа Хаббла (NASA/ESA). Эти наблюдения в 2009 г. показали, что в центре NGC 253 находится сверхмассивная черная дыра, свойства которой очень похожи на свойства черной дыры в ядре Млечного Пути (см. пресс-релиз eso0902).

[2] Представленное здесь изображение несколько обрезано и имеет меньшее поле, чем полное поле зрения VST.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы и наиболее продуктивная астрономическая обсерватория в мире. Ее деятельность поддерживается усилиями ученых 15 стран: Австрии, Бельгии, Бразилии, Чешской республики, Дании, Франции, Финляндии, Германии, Италии, Нидерландов, Португалии, Испании, Швеции, Швейцарии и Соединенного Королевства. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. Обсерватория также играет ведущую роль в инициировании и организации международного сотрудничества в астрономических исследованиях. ESO ведет работу в трех уникальных наблюдательных пунктах в Чили: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. На горе Параналь, в самой совершенной в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимом свете, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT), и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасной области и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и обзорный телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный для обзоров в видимой области спектра.  ESO – европейский партнер в революционном проекте телескопа ALMA, величайшего из существующих астрономических инструментов. Сейчас ESO планирует строительство Европейского Сверхкрупного Телескопа 40-метрового класса для оптического и ближнего ИК диапазона (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope, E-ELT), который станет “самым большим в мире глазом, глядящим в небо”.