eso1148ru — Научный релиз

Звезда-вампир открывает свои секреты

7 декабря 2011 г.

Астрономы получили лучшие на сегодняшний день изображения звезды, которая отдала бо’льшую часть своего вещества компаньону-«вампиру». Суммируя световые потоки, собранные четырьмя телескопами в обсерватории Параналь (ESO), ученые создали виртуальный телескоп с апертурой 130 метров, дающий изображения в 50 раз более четкие, чем получаемые с Космическим Телескопом Хаббла (NASA/ESA). Новые результаты неожиданно показали, что перенос вещества от одной звезды к другой в этой двойной системе происходит с меньшей интенсивностью, чем ожидалось.

“Теперь мы можем складывать световые потоки от четырех телескопов, составляющих VLT, и создавать сверхчеткие изображения гораздо быстрее, чем раньше”, – говорит Николас Блайнд (Nicolas Blind, IPAG, Grenoble, France), основной автор статьи, в которой представлены результаты работы. “Четкость изображений так высока, что мы можем не только наблюдать, как звезды вращаются по орбитам в двойной системе, но и измерить размер большей из них”.

Астрономы наблюдали [1] необычную двойную систему SS Зайца (SS Lep), период обращения звезд в которой составляет 260 дней. Расстояние между компонентами системы лишь немногим больше расстояния от Земли до Солнца, при том, что большая и более холодная из двух звезд занимает четверть этого расстояния, то есть примерно объем пространства до орбиты Меркурия. Из-за того, что звезды расположены так близко друг к другу, горячий компонент «сожрал» уже почти половину массы большей звезды.

“Мы знали, что эта двойная звезда необычная, и что в ней вещество перетекает от одной звезды к другой”, -- говорит соавтор работы Генри Боффин (Henri Boffin) из ESO. “Однако теперь мы обнаружили, что механизм обмена массой, скорее всего, полностью отличается от ранее принятых моделей этого процесса. «Укус» звезды-вампира очень нежный, но действие он производит очень сильное”.

Разрешающая сила новых наблюдений достаточно велика, чтобы показать, что звезда-гигант меньше, чем считалось, а из-за этого становится труднее объяснить, как именно красный гигант передает вещество компаньону. Теперь астрономы полагают, что вещество, скорее всего, не перетекает от одной звезды к другой, а отбрасывается от звезды-гиганта в виде звездного ветра и затем захватывается горячим компаньоном.

“Эти наблюдения продемонстрировали новый уровень построения изображений с короткой экспозицией, который обеспечивается Очень Большим Телескопом в режиме интерферометра. Теперь открывается путь ко многим дальнейшим увлекательным исследованиям взаимодействующих двойных звезд”, -- заключает соавтор работы Жан-Филипп Бергер.

[1] Изображения были получены с Очень Большим Телескопом-Интерферометром (Very Large Telescope Interferometer, VLTI) в Обсерватории Параналь (ESO). Световые потоки были собраны четырьмя 1.8-м Вспомогательными Телескопами; приемником послужил новый инструмент PIONIER (см. ann11021).

PIONIER, разработанный в LAOG/IPAG в Гренобле (Франция), передан в Обсерваторию Параналь для временного использования. PIONIER субсидируется Университетом Жозефа Фурье (Université Joseph Fourier), IPAG, INSU-CNRS (ASHRA-PNPS-PNP) ANR 2G-VLTI ANR Exozodi. IPAG – часть Гренобльской обсерватории (Grenoble Observatory, OSUG).

Инженерам VLTI приходилось контролировать расстояние, которое свет проходил от удаленных друг от друга на большое расстояние телескопов, с точностью около сотой доли толщины человеческого волоса. После того, как свет достигал приемника PIONIER, он направлялся в сердце инструмента: уникальную оптическую схему размером меньше кредитной карты, которая в конце концов собирала световые волны от всех телескопов вместе с такой точностью, что они могли интерферировать. Результирующая разрешающая способность системы телескопов обеспечила четкость, соответствующую не каждому из индивидуальных 1.8-м Вспомогательных Телескопов, но гораздо большему “виртуальному телескопу” поперечником около 130 метров, расстоянию, на которое телескопы могут быть удалены друг от друга.

Разрешение Космического Телескопа Хаббла (NASA/ESA Hubble Space Telescope) составляет примерно 50 миллисекунд дуги, а разрешение, достижимое с VLTI – около одной миллисекунды, что соответствует видимому угловому размеру астронавта на поверхности Луны, видимому с Земли.

Исследование представлено в статье “An incisive look at the symbiotic star SS Leporis — Milli-arcsecond imaging with PIONIER/VLTI”, N. Blind et al. в журнале Astronomy & Astrophysics (в печати).

Состав группы: Nicolas Blind (UJF-Grenoble 1/CNRS-INSU, Institut de Planétologie et d’Astrophysique de Grenoble, France [IPAG]), Henri Boffin (ESO, Chile), Jean-Philppe Berger (ESO, Chile), Jean-Baptiste Le Bouquin (IPAG, France), Antoine Mérand (ESO, Chile), Bernard Lazareff (IPAG, France), and Gérard Zins (IPAG, France).

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы и наиболее продуктивная астрономическая обсерватория в мире. Ее деятельность поддерживается усилиями ученых 15 стран: Австрии, Бельгии, Бразилии, Чешской республики, Дании, Франции, Финляндии, Германии, Италии, Нидерландов, Португалии, Испании, Швеции, Швейцарии и Соединенного Королевства. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. Обсерватория также играет ведущую роль в инициировании и организации международного сотрудничества в астрономических исследованиях. ESO ведет работу в трех уникальных наблюдательных пунктах в Чили: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. На горе Параналь, в самой совершенной в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимом свете, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT), и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасной области и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и обзорный телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный для обзоров в видимой области спектра.  ESO – европейский партнер в революционном проекте телескопа ALMA, величайшего из существующих астрономических инструментов. Сейчас ESO планирует строительство Европейского Сверхкрупного Телескопа 40-метрового класса для оптического и ближнего ИК диапазона (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope, E-ELT), который станет “самым большим в мире глазом, глядящим в небо”.