eso1136ru — Фото-релиз

Выберите язык:

Пир для ваших глаз – туманность Глазунья

Редкостное угощение от VLT ESO

28 сентября 2011 г.

С помощью Очень Большого Телескопа (VLT ESO) астрономы получили изображение колоссальной звезды, относящейся к одному из редчайших во всей Вселенной звездных типов – желтого гипергиганта. Новый снимок – лучшее из всех изображений звезд этого типа. На нем впервые можно видеть мощную двойную пылевую оболочку, окружающую центральную звезду-гипергигант. Звезда вместе с оболочкой напоминают яичный белок вокруг желтка на сковороде, что и подсказало астрономам название объекта: туманность Глазунья (Fried Egg Nebula).

Чудовищная звезда, известная астрономам под названием IRAS 17163-3907 [1], имеет диаметр примерно в тысячу раз больший, чем у Солнца. Она находится на расстоянии около 13 000 световых лет от Земли и является ближайшим известным на сегодняшний день желтым гипергигантом. Согласно последним наблюдениям, она сияет примерно в 500 000 раз ярче Солнца [2].

“Было известно, что этот объект ярко светит в инфракрасных лучах, но, как ни странно, никто раньше не отождествил его как желтый гипергигант,” говорит Эрик Лагадек (Eric Lagadec) из Европейской Южной Обсерватории, руководитель группы, получившей новые снимки.

Наблюдения звезды и открытие окружающих ее оболочек были сделаны с помощью инфракрасной камеры VISIR на телескопе VLT. Это первые изображения данного объекта, которые ясно показывают наличие вещества вокруг него и выявляют две почти идеально сферические оболочки.

Если бы центр туманности Глазунья находился в центре Солнечной системы, Земля лежала бы глубоко внутри звезды, а орбита Юпитера находилась бы над самой звездной поверхностью. Значительно более протяженная туманность охватывала бы все планеты и астероиды, и даже некоторые из комет, орбиты которых лежат далеко за орбитой Нептуна. Радиус внешней оболочки в 10 000 раз превышает расстояние от Земли до Солнца.

Желтые гипергиганты находятся в крайне активной фазе своей эволюции. В них происходят непрекращающиеся взрывные процессы — эта звезда всего за несколько сотен лет выбросила из себя четыре массы Солнца [3]! Вещество, исторгнутое из недр светила в процессе этих вспышек и образовало протяженную двойную оболочку туманности, состоящую из богатой силикатами пыли, смешанной с газом.

Такая активность свидетельствует о скорой взрывной гибели звезды — это будет одна из предстоящих вспышек сверхновых в нашей Галактике [4]. Сверхновые насыщают окружающую их межзвездную среду химическими веществами, а сопутствующие взрывам сверхновых ударные волны могут дать толчок процессу образования из этих веществ новых звезд.

VISIR, приемник излучения в среднем ИК-диапазоне на Очень Большом Телескопе, получил это восхитительное изображение туманности Глазунья с тремя ИК-фильтрами, участки длин волн которых на снимке показаны синим, зеленым и красным цветом [5].

[1] Это обозначение показывает, что объект вначале был замечен как инфракрасный источник спутником IRAS в 1983 г.; его цифровая часть соответствует положению звезды на небе, в сердце Млечного Пути, в созвездии Скорпиона.

[2] IRAS 17163-3907 – одна из 30 ярчайших звезд на инфракрасном небе, наблюдавшемся космической станцией IRAS на длине волны 12 микрон; в видимых лучах, однако, она оказалась довольно слабой и осталась незамеченной.

[3] Полная масса этой звезды оценивается примерно в 20 масс Солнца.

[4] После того, как в них выгорит весь водород, все звезды с массой в десять солнечных масс или более становятся красными сверхгигантами. Эта фаза заканчивается, когда в звезде выгорает весь гелий. Затем некоторые из этих массивных звезд проводят всего несколько миллионов лет в фазе красного пост-сверхгиганта – желтого гипергиганта. Это сравнительно короткий период в жизни звезды, перед тем, как она быстро эволюционирует в другой необычный звездный тип, называемый голубой переменной высокой светимости. Эти горячие и яркие звезды постоянно  меняют свою яркость и теряют вещество из-за сильного звездного ветра, который они испускают. Но это еще не конец бурной эволюции звезды – после этого она может превратиться в другой нестационарный звездный объект, звезду Вольфа-Райе (http://www.eso.org/public/images/wr124/), и только потом заканчивает свой жизненный путь неистовым взрывом сверхновой.

[5] Три фильтра среднего инфракрасного диапазона, использованные при получении снимка, центрированы на длины волн 8590 нм (участок условно показан синим цветом), 11 850 нм (зеленым) и 12 810 нм (красным).

Исследование описано в статье “A double detached shell around a post-Red Supergiant: IRAS 17163-3907, the Fried Egg nebula “ E. Lagadec et al., представленной в журнал Astronomy & Astrophysics.

Группа исследователей состоит из E. Lagadec (ESO, Garching, Germany), A.A. Zijlstra (Jodrell Bank Center For Astrophysics, Manchester, UK), R.D. Oudmaijer (University of Leeds, UK), T. Verhoelst (Instituut voor Sterrenkunde, Leuven, Belgium), N.L.J. Cox (Instituut voor Sterrenkunde), R. Szczerba (N. Copernicus Astronomical Center, Torun, Poland), D. Mékarnia (Observatoire de la Côte d’Azur, Nice, France) and H. van Winckel (Instituut voor Sterrenkunde).

ESO, Европейская Южная Обсерватория – ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы и наиболее продуктивная астрономическая обсерватория в мире. Ее деятельность поддерживается усилиями ученых 15 стран: Австрии, Бельгии, Бразилии, Чешской республики, Дании, Франции, Финляндии, Германии, Италии, Нидерландов, Португалии, Испании, Швеции, Швейцарии и Соединенного Королевства. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в инициировании и организации международного сотрудничества в астрономических исследованиях. ESO ведет работу в трех уникальных наблюдательных пунктах в Чили: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. На горе Параналь, в самой совершенной в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимом свете, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT), и два обзорных телескопа. Телескоп VISTA работает в инфракрасной области и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба; обзорный телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный для обзоров неба в видимой области спектра. ESO – европейский партнер в революционном проекте телескопа ALMA, величайшего из существующих астрономических инструментов. Сейчас ESO планирует строительство 40-метрового Европейского Сверхкрупного Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазона (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope, E-ELT), который станет “самым большим в мире глазом, глядящим в небо”.