eso1135ru — Фото-релиз

Красная птичка на небе

Новое изображение туманности Лямбда Центавра, полученное в ESO

21 сентября 2011 г.

На новом кадре, полученном с широкоугольной камерой (Wide Field Imager), установленной на 2.2-м телескопе MPG/ESO, видна туманность Лямбда Центавра, облако, состоящее из светящегося водорода и новорожденных звезд и находящееся в созвездии Центавра (Кентавра). Эту туманность, известную еще под номером IC 2944, называют иногда «Бегущая Курочка», из-за того, что некоторые видят в ее яркой области очертания птицы.

В этой туманности, лежащей примерно в 6500 световых годах от Земли, горячие новорожденные звезды, которые сформировались из облаков водорода, ярко сияют в ультрафиолетовых лучах. Это интенсивное излучение в свою очередь возбуждает окружающее звезды водородное облако, заставляя его светиться красноватым светом. Такое свечение типично для областей звездообразования, другим известным примером которых является туманность Лагуна (eso0936).

Некоторым очертания этой красной области звездообразования напоминают курицу, чем и объясняется название туманности, хотя в ее изображении так много «птичьего», что есть разногласия насчет того, какая именно часть туманности выглядит «по-куриному» [1]

Кроме светящегося газа, еще одним признаком звездообразования в IC 2944 является ряд непрозрачных черных сгустков, видимых на красном фоне. Объекты такого типа называются глобулами Бока. Они выглядят темными, так как поглощают свет находящегося позади них яркого фона. Однако, наблюдения этих темных облаков с инфракрасными телескопами, способными «видеть» сквозь пыль, обычно перекрывающую путь видимому свету, выявили, что внутри многих из них формируются звезды.

Наиболее заметная совокупность глобул Бока на данном снимке известна как Глобулы Теккерея, по имени южноафриканского астронома, открывшего их в 50-х годах прошлого века. Эти глобулы, видимые среди группы ярких звезд в верхней правой части кадра, можно также увидеть на знаменитом снимке, сделанном Космическим Телескопом Хаббла (NASA/ESA) (link).

В то время как Телескоп Хаббла обеспечивает более детальное изображение малой области поля, Широкоугольная Камера (Wide Field Imager) 2.2-метрового телескопа MPG/ESO на обсерватории ESO в Ла Силья дает на своих снимках значительно более панорамные изображения, покрывающие область неба размером примерно с полную Луну[2]. Подобно тому, как фотокамера, снабженная объективом с переменным фокусным расстоянием (зумом), позволяет фотографу выбрать наиболее подходящее поле зрения для снимка, значительно различающиеся масштабы изображений, даваемые различными телескопами, могут предоставить в распоряжение астрономов, изучающих небесные объекты большой протяженности, данные, взаимно дополняющие друг друга.

Если звезды в Глобулах Теккерея еще созревают в своих коконах, как младенцы в материнской утробе, то звезды скопления IC 2948, погруженные в туманность, являются их родными старшими сестрами. Еще юные по звездным меркам, с возрастом всего в несколько миллионов лет, эти звезды ярко сияют, и их ультрафиолетовое излучение обеспечивает большую часть энергии, которая заставляет светиться всю туманность. Такие светящиеся туманности являются в астрономических масштабах относительно короткоживущими (обычно продолжительность их жизни несколько миллионов лет). Это значит, что туманность Лямбда Центавра погаснет, как только лишится и своих запасов газа, и источников ультрафиолетового излучения.

[1] Те, кто разместит в группе Your ESO Pictures Flickr свои рисунки, показывающие, где именно, по их мнению, на изображении виден силуэт курицы, могут выиграть интересные призы.

[2] Данное изображение было получено в рамках программы ESO «Космические Сокровища». Эта новая инициатива предполагает получение с помощью телескопов ESO изображений интересных, загадочных, или визуально привлекательных объектов для образовательных или общественно-просветительских целей. Чтобы свести к минимуму ущерб для научных наблюдений, программа использует весьма незначительную часть наблюдательного времени, а также время, когда телескопы по каким-либо причинам не заняты научными программами. Все данные, полученные в рамках программы, поступают в научный архив ESO и доступны астрономам.

ESO, Европейская Южная Обсерватория – ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы и наиболее продуктивная астрономическая обсерватория в мире. Ее деятельность поддерживается усилиями ученых 15 стран: Австрии, Бельгии, Бразилии, Чешской республики, Дании, Франции, Финляндии, Германии, Италии, Нидерландов, Португалии, Испании, Швеции, Швейцарии и Соединенного Королевства. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в инициировании и организации международного сотрудничества в астрономических исследованиях. ESO ведет работу в трех уникальных наблюдательных пунктах в Чили: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. На горе Параналь, в самой совершенной в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимом свете, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT), и два обзорных телескопа. Телескоп VISTA работает в инфракрасной области и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба; обзорный телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный для обзоров неба в видимой области спектра. ESO – европейский партнер в революционном проекте телескопа ALMA, величайшего из существующих астрономических инструментов. Сейчас ESO планирует строительство 40-метрового Европейского Сверхкрупного Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазона (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope, E-ELT), который станет “самым большим в мире глазом, глядящим в небо”.